Храмы Эллоры
Примерно в 100 км от Аджанты, в штате Махарашта, находится уникальный храмовый комплекс Эллора. Он тянется с севера на юг больше чем на 1,5 км и включает 33 пещерных храма, высеченных в хребте Санхиядри, и храм Кайласанатха, вырубленный из скального монолита. Святилища Эллоры неизменно вызывают восхищение тем, как виртуозно индийские мастера обошлись с камнем.
Традиции пещерного зодчества, распространившиеся в культуре Индии со II в. до н.э. насчитывали к этому времени несколько веков развития. Оно совпало с расцветом буддизма, при котором пещерный храм стал обычен (к началу Средневековья их высекли уже несколько тысяч). В Эллоре, как и Аджанте, - одни из самых знаменитых храмов, но если Аджанта прославилась, прежде всего, своей замечательной живописью, то Эллора – не менее замечательной скульптурой. Её храмы - подлинная кладезь индийской пластики, в изумительных образцах которой запечатлены вечные индийские мифы. Одиночные изображения и многофигурные композиции богов и мифических персонажей даже и теперь, покалеченные временем и варварской рукой, не утратили былой выразительности и гармоничности. Кажется, будто они наполняют волшебной жизнью опустевшие залы. Во многом это происходит благодаря излюбленному в индийском зодчестве приему игры света и тени, когда свет через оконные проёмы попадает в пещерные храмы рассеянным и преломлённым.
Одно из самых крупных и интересных в архитектурном отношении сооружений Эллоры – буддийский храм Тин-Тхал со строгим, величественным фасадом, красота которого особенно чарующа со стороны внутреннего дворика. Строение имеет три этажа, что в пещерной архитектуре встречается весьма редко. Площадь каждого этажа примерно 800 кв. м. На первом расположены многоколонный зал с центральным святилищем и небольшие святилища по бокам. На втором также есть святилище, в нише, кроме того, великолепная галерея с рельефными изображениями, которые языком пластики повествуют о жизни Будды и его учении. Третий этаж предназначен для проживания монахов, и потому три его стороны заняты маленькими кельями.
Ещё обширнее индуистский храм Дасаватар, посвящённый десяти аватарам (нисхождениям на землю) Вишну, одного из главных индуистских божеств. Площадь второго этажа здесь достигает 928 кв. м. Подобное увеличение размеров пещерных храмов являлось новшеством для того времени: площадь самого крупного пещерного храма древности в Карли (I в. до н.э.) едва превышает 500 кв.м.
В Джайнском храме Индра Сабха, пожалуй, более всего впечатляют мощны столбы, поддерживающие потолочные перекрытия. Высокие, квадратные в сечении, они словно покоятся на пьедесталах, покрытых изящным рисунком, так что кажется, будто из вазы с растениями вырастает ствол, который завершается круглой капителью. Стены этого двухэтажного храма украшают скульптуры тиртханкаров («создавших переправу») – вероучителей и проповедников джайнизма; он богато украшен резьбой и лепниной.
Но истинным шедевром мирового значения считается храм Кайласанатха (Владыка Кайласа), высеченный из монолитной скалы и символизирующий священную гору Кайлас, гималайскую обитель Шивы, еще одного важнейшего индуистского бога. Изображения Шивы, танцующего и своими танцами приводящего в движение всю Вселенную, французский скульптор Огюст Роден назвал «самым замечательным в мире изображением ритмического движения».
Созданный в VIII в., этот совершенный по формам храм весьма своеобразен по технике строительства. В склоне горы была вырублена траншея по форме напоминающая букву П, которая огибает монолитную глыбу, а после из этой глыбы был высечен храм, как гигантская статуя. Длина выемки составила 87 м, ширина – 46,9 м. Наружные размеры собственно храма – 61х33,2 м, ширина всего комплекса вместе с боковыми пещерами превышает 90 м, а максимальная высота храма – 29 м. Он почти равен Парфенону по площади и в 1,5 раза выше его. Работы по высеканию храма велись сверху вниз, параллельно с этим создавался скульптурный декор с витиеватыми и утонченными формами, это создало впечатление, что храм стоит на дне огромного котлована. Создатели Кайласанатхи соблюдали все указания из древних трактатов по строительству, поэтому пропорции частей здания по высоте вычислены до мельчайших значений.
Храм включает небольшой павильон для быка Нанди – «транспортного средства» Шивы, куда попадают от ворот по высокому цоколю, и собственно храмовой части, где вдоль одной оси следуют помещение для тех, кто молится – мандапам и главное святилище – гарбха-гриха. В полумраке зала заметны сохранившиеся рельефы и росписи разных времен, и также изображения танцующего Шивы на потолке. Увидеть храм снаружи можно, лишь обойдя его по часовой стрелке по двору, опоясанному пещерами.
Величественный храм Кайласанатха выглядит как творение природы, а не рук человека. Вероятно, и архитектор, создавший этот феномен, был очень удивлён и поэтому воскликнул: «Даже я не понимаю, как получилось, что я смог построить его!». Так свидетельствуют сохранившаяся надпись в одной из пещер Эллоры. Историки культуры и многие книги по архитектуре считают храм одним и самых уникальных произведений искусства, созданный в Индии.